Подбор грузиков вариатора

Подбор оптимального веса роликов вариатора

Ролики вариатора, при своем малом весе и довольно малом размере выполняют колоссальный обьем работ, и имеют очень важное значение для правильной работы скутера при ускорении и наборе максимальной скорости.

При помощи центробежной силы , которая появляется во время вращения коленвала, ролики расходятся на определенное значение, и чем выше обороты двигателя, тем это значение больше. Соответственно, чем дальше ролики от центра, тем они сильнее давят на чашу вариатора, а он в свою очередь выталкивает ремень.

А двигатель двухтактного скутера, как известно должен работать на оборотах, близких к максимальным, причем этот показатель должен сопровождаться в диапазоне полного цикла набора скорости. И вся эта задача, в основном, лежит на роликах.

Сильно тяжелые выдвигают ремень на более низких оборотах, отсюда падает динамика, но максимальная скорость в любом случае выходит на свой пиковый показатель.

Легкие же ролики работают наоборот, двигатель перекручивается, чтобы набрать положенную скорость за определенный промежуток времени, отсюда динамика опять таки страдает. В начале, возможно рывок будет, и скутер поедет довольно резво, но после 30 км/ч, он начнет работать на чрезмерно повышенных оборотах, веса грузов не будет хватать для выдвижения ремня выше по вариатору, и скутер может не набрать положенной скорости. Для этого ему потребуется повысить обороты двигателя, что без замены коммутатора на тюнинговый, невозможно.

Поэтому, важно установить оптимальный вес роликов. Но следует учесть, что динамика скутера зависит не только от веса грузов, а еще и от очень тщательно расчитанной инженерами жесткости пружины торкдрайва. Это большая пружина, которая находится за сцеплением, и отвечает за утопление ремня в чашки сцепления при нагрузке роликов. Она также служит натяжителем ремня. Если пружина ослабла, стала мягкой, ремень будет выходить на максимальный радиус при меньших оборотах, даже если вес роликов стандартный. В таком случае следует заменить пружину, либо уменьшить вес .

Ролики следует устанавливать изначально не по мануалу, а на пол грамма легче. Это связанно с тем, что производитель изначально немного снижает разгонную динамику в целях безопасности. Пол грамма вполне достаточно.

Вообще же, лучше иметь всегда несколько комплектов , с разным весом, обычно на 0,5 — 1 грамм отличающихся друг от друга, и путем подбора оптимального веса, установить тот комплект, который удовлетворяет вашим запросам, ведь у всех разное состояние поршневой, ремня, пружины торкдрайва, вариатора. Поэтому назвать именно вес для вас я не могу.

Не устанавливайте ролики разного веса в вариатор, даже по схеме 3х3, это ведет к дисбалансу коленвала, повышению вибрации и износу подшипников коленвала.

Итак, как подобрать вес грузиков вариатора? Необходимо, и достаточно определить частоту оборотов двигателя, на которых работает вариатор, знать габариты, массу грузиков и характеристики двигателя.

1.Определим работу вариатора.

Для этого потребуется тахометр и ваше внимание. Садимся на скутер и выкручиваем ручку газа до отказа, динамично разгоняемся, при этом есть 4 этапа разгона:

- первый, когда начинает работать сцепление, начало движения;

- второй, работа вариатора без грузиков, самый динамичный разгон;

- третий, работа вариатора, на этом этапе скутер заметно сбрасывает набор скорости;

- четвёртый, работа вариатора на пониженном передаточном отношении, грузики вариатора приняли конечное положение на большом радиусе и дальнейший разгон происходит только за счёт набора оборотов двигателя.

Так вот, нам интересен момент начала работы второго этапа и его конец. Очень важно обратить внимание на обороты двигателя в начале и конце работы вариатора, т.к. если обороты очень сильно отличаются, то подборки грузиков будет мало.

Итак мы получили нужное нам значение оборотов. Например начало работы вариатора на 6 тыс. оборотов, а конец на 6.3 тыс оборотов.

2. Разбираем вариатор (подробнее в этой статье), достаём грузики и измеряем их размер, для этого лучше всего иметь штангенциркуль, но если у вас его нет, достаточно будет линейки или рулетки (стандартный размер грузиков, устанавливаемый в вариаторы китайских четырехтактников 13*16 диаметр равен 16 мм, длина - 13 мм). Очень важно то, что пластиковая оболочка грузиков имеет свойство стираться, поэтому измеряя их диаметр найдите наибольший. Массу можно определить взвесив один грузик в любом ювелирном магазине или ломбарде. При этом нам нужна точность до десятых грамма.

3. Нужны 2 характеристики двигателя: это частота оборотов двигателя, на которых достигается максимальный крутящий момент и максимальная мощность. Данную информацию можно получить из характеристик производителя, а если у вас был произведён тюнинг двигателя, то придётся ехать на станцию ТО для определения данных характеристик.

Итак, информация собрана. Приступаем к расчётной части. Всем известны законы физики, нам потребуется одна единственная формула центробежной силы:

Где m – это масса объекта, V – скорость вращения, r – радиус вращения. Используя то, что новые и старые грузики имеют одинаковую силу трения, радиус вращения и приравняв данную силу для 2 вариантов грузиков, можно вывеси вот такое уравнение:

Где m1 - масса имеющихся грузиков, V1 - скорость вращения двигателя на момент срабатывания вариатора, m2 - масса нужных грузиков, V1 - нужная скорость вращения двигателя. Вместо скорости можно смело использовать измеренные нами обороты в силу прямой пропорциональности оных. Нужны обороты срабатывания грузиков считаю целесообразным приравнять в оборотам максимального крутящего момента (на двигателях 139QMB это значение равно 6000, взято из техпаспорта), т.к. вариатор работает в узком диапазоне, а конец этого диапазона не должен выходить за пределы максимальной мощности, т.к. в этом случае вы можете потерять максимальную скорость.

Итак получаем нужную формулу расчёта массы:

Для удобства данные приведены в следующей таблице:

Масса имеющихся грузов

Обороты начала работы вариатора

Нужные обороты (крутящий момент)

Нужная масса грузиков

6,5

4,5

6,5

3,115384615

6,5

4,6

6,5

3,255384615

6,5

5

6,5

3,846153846

8,5

4,5

6

4,78125

для двигателя 139QMB

Имеющиеся грузы

Новые грузы

V имеющаяся

V получающиеся

6,5

3,16

4,5

6,45

6,5

3,16

4,7

6,74

6,5

3,16

4,8

6,88

6,5

3,16

4,9

7,03

6,5

3,16

5

7,17

6,5

4,2

4,5

5,6

6,5

5,4

4,5

4,94

Строки 2-6 - вычисление массы новых грузов, строки 7-13 - изменение оборотов работы вариатора в зависимости от массы грузов

Три первых параметра задаете сами, ответ получаете в 4 столбце. Для примера заданы некоторые параметры.

Суть данной затеи сэкономить деньги и время, т.е. руководствуясь данными рекомендациями Вы сможете точно вычислить необходимую массу грузиков, не прибегая к покупке наборов, состоящих из 3 и более комплектов грузиков различной массы. Из вложений потребуется только тахометр, если у вас его нет, и новый комплект грузиков.

А вот вывод формулы, для особо любознательных:


 

Администратор сайта - ООО Студия "ПроТекст". www.protext.org